Выступление Первого Президента Чувашской Республики Николая Васильевича Федорова на торжественном собрании посвященном 160-летию со дня рождения И. Я. Яковлева 24 апреля 2008 года
Хисеплĕ тăвансем, ентешĕмĕрсем, хаклă хăнасем! Чăваш халăхĕн тата ытти нумай халăхсемшĕн те Аслă Ашшĕн вилĕмсĕр ятне, унăн пархатарлă ĕçĕсене сума суса çак чаплă та чăнлăх уявне пуçтарăннă ваттисемпе çамрăксем! «Ырă çынна ик ĕмĕр те сахал», - тенĕ чăвашсем авалтан. Ырă çын пĕр е темиçе çынна кăна ырă туса хăварнă пулсан та унăн сăваплă та пархатарлă ĕçне чылайччен чун-чĕререн кăлармаççĕ. Ырă çыннăн паттăрла ĕçĕсем пĕтĕм халăх шăпипе, телейĕпе, пуласлăхĕпе çыхăннă пулсан вара - вăл чăннипех те вилĕмсĕр! Чăваш халăхĕн уйрăмах хисеплĕ, Улăп пек паттăр ывăлĕсенчен пĕри вăл - шăпах пирĕн ĕмĕр-ĕмĕр мухтавлă Иван Яковлевич Яковлев пулса тăрать. Мĕншĕн тесен хăй вăхăтĕнче, чăваш халăхĕн çырулăхĕ те, професси шайĕнчи искусство та пулман тапхăрта, пирĕн Аслă Вĕрентекенĕмĕр тăван халăха пуласлăх çулне, пĕлÿпе çут ĕç çулне, шанчăк çулне кăтартса панă. Уважаемые соотечественники, дорогие гости! Уважаемые правнучка и прапраправнук нашего дорогого юбиляра! Сегодня как в этом зале, так и всемирной сети Интернет собрались представители многих субъектов Российской Федерации: из чувашской диаспоры, национально-культурных объединений, общественных и творческих организаций из самых разных регионов и стран. И поэтому обращаюсь к вам не только на своем родном языке, который горячо люблю, но и на языке, о котором наш Патриарх и Учитель говорил, что это «открытое окно в большой мир». Я только что привел старинную чувашскую поговорку: «Доброму человеку и два века мало». Действительно, если благородные и мудрые дела доброго человека связаны с судьбой народа, его счастьем, его будущим, он является поистине бессмертным! Иван Яковлевич Яковлев как никто другой из исторических деятелей олицетворяет героя национального эпоса Улыпа, потому что его гражданский подвиг во имя народа является беспрецедентным. В то время, когда у чувашей не было ни собственной письменности, ни профессионального искусства и не было ясности, как и куда двигаться дальше в период назревающих реформ и революций, Иван Яковлевич указал родному народу дорогу в будущее, дорогу к просвещенности, дорогу в цивилизованный мир. Воспитанный народом, ибо остался он сиротою трех лет от роду, он рано стал Гражданином - Гражданином с большой буквы - и уже в 20 лет создал первую чувашскую школу, ставшую колыбелью для культуры всего чувашского этноса. До самых последних дней своей многотрудной жизни, полной и тревог, и радостей, и достижений, и предательств, Иван Яковлевич оставался Созидателем, Творцом, неутомимым Борцом с невежеством, несправедливостью, бескультурьем, ограниченностью и косностью мышления. И в 40, и в 60, и в 80 лет он верил в успех своего дела и был убежден, что труды его будут не напрасны. И вот сегодня, в день 160-летия со дня рождения Ивана Яковлева, мы снова и снова убеждаемся, как удивительно прозорлив был его Гений, как удивительно тонок, но крепок был его Дух! И как потрясающе актуально звучат многие его высказывания, а его «Завещание чувашскому народу» я бы назвал Духовным завещанием для всех народов земли российской! Гении принадлежат не эпохе, а вечности. И хотя со многими из них нас разделяют века, мы ощущаем себя современниками, потому что очень часто наши мысли и дела созвучны. И это великое счастье, что у нашего народа есть Яковлев. Учитель, писатель, мыслитель, исследователь, создатель чувашской письменности - он был, говоря словами Александра Сергеевича Пушкина, «первым нашим университетом». И не только потому, что стал первым чувашом, поступившим в университет, и не потому, что стал первым чувашом, начавшим копить деньги на открытие университета для сородичей. Поражают широта и многообразие титанической работы Патриарха – научная, литературная и общественная деятельность, книгоиздательство и переводы Библии и русских классиков, создание собственной педагогической системы и учебных заведений. Его жизненный путь по праву может быть назван Великим Образцом неустанного подвижнического Служения во имя Родины и народа. Концентрированное выражение идей великого просветителя содержится не только в его Духовном завещании. Но именно этот удивительный по силе и глубине документ содержит правила жизни, важные для каждого человека, для общества и государства. Мудрость и дар предвидения позволили Патриарху заглянуть сквозь десятилетия в будущее и наметить пути развития родного края, увидеть судьбу чувашского этноса. «Вырăс патшалăхне шанса пурăнăр, ăна юратăр, вара вăл сирĕн аннĕр пулĕ». – «Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью», – говорил Иван Яковлевич Яковлев. Вхождение Чувашского края в состав Русского государства и последующее обращение чувашей в православие оказались событиями эпохального значения. Они определили весь ход новой социальной и этнической истории чувашей, избавив их от реальной угрозы исчезновения. Наш Учитель прекрасно осознавал значение России, справедливо полагая, что сближение чувашей с русским народом послужит дальнейшему укреплению российской государственности, сохранению ее этнокультурного многообразия как потенциала социально-экономического развития и конкурентоспособности страны. Он был уверен, что тем самым будут созданы благоприятные условия для процветания многонациональной российской культуры с учетом самобытности чувашского народа, его культуры и языка. Спустя восемь десятилетий Президент России Владимир Путин, выступая в здании Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова в 2004 году, отметил, что в Чувашии вопрос национальностей деполитизирован, и там, где могли бы произрастать какие-то конфликты, вся энергия, весь потенциал народа направляется на то, чтобы поддерживать друг друга. И этот аспект чрезвычайно важен сегодня, когда в мире существует опасная тенденция подмены национальной политики решением проблем на этнической почве. Столь высокая оценка нашей работы, данная главой государства российского, показывает, насколько своевременными были идеи Яковлева, и свидетельствует о том, что мы, ныне живущие, руководствуясь мыслями великого просветителя, опираясь на его наследие, выбрали верные ориентиры общественного развития. В основе мощного созидательного творчества Патриарха лежала глубокая вера в Бога – вера, которая очищала и вдохновляла его, утешала и давала силы бороться за свой народ, за его настоящее и будущее. «Ĕненÿ этемĕн ăсне, кăмăлне çунатлантарса çăмăллатать, чун пурнăçне канăçлăх парать, лăплантарать; инкек – синкек, хуйхă - мĕн курнă вăхăтра чуна хăват парать; ĕçсем ăнса телейлĕ пурăннă чух ĕненÿ чуна тасатать, ăна çутатса тăрать», - тенĕ Иван Яковлевич. - «Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче», - писал Просветитель. Он знал, что вера, проникающая в души людей через родной язык, через образование и семью, способна объединять малые народы вокруг русского народа и укреплять Российскую державу. Поистине прорывом в распространении идей духовности стал перевод текстов Священного Писания на чувашский язык. Этому монументальному, титаническому труду Иван Яковлевич отдал 50 лет, и он фактически стал делом жизни Просветителя. К сожалению, Яковлев не успел завершить эту работу. «Эпĕ туса пĕтереймен ĕçсене эсир туса пĕтерĕр. Турă çыруне çырнă кĕнекесене пĕтĕмпех чăваш халăхне парăр - этемсен Турăпа пĕрлешсе пурăнасси çинчен каланă аслă сăмах кĕнекисене чăвашла куçарса пĕтерĕр». - «Доделайте то, что, может быть, не удастся закончить мне, дайте чувашскому народу Священное Писание полностью, завершив перевод Ветхого Завета»,- писал Почетный член Британского и иностранного Библейского общества в Лондоне Иван Яковлевич Яковлев в своем Духовном завещании. И сегодня с великой радостью могу сообщить, что его труд в начале этого года завершили наши современники. А в следующем году будет издан полный текст Библии на чувашском языке, и чуваши станут вторым народом в Отечестве после русского, который может читать все Священное Писание на родном языке. Духовный стержень, выплавленный выдающимся сыном чувашского народа, продолжает объединять народы, закалять наши сердца. Чувашия стала родным домом для представителей 97 национальностей. В республике создаются все условия для того, чтобы каждый народ мог развивать национальную культуру, возрождать и сохранять свои традиции, язык. Атмосфера взаимопонимания царит и между верующими 12 конфессий и деноминаций. В республике реставрируются и строятся новые храмы, мечети. Особой популярностью пользуется великолепный по архитектуре и мощный по своей внутренней энергетике Покровско-Татианинский Собор, который строился по принципу ниме. Первоначально задуманный для студентов и молодежи, он стал местом паломничества жителей всей Чувашии. Иван Яковлев – великий реформатор, вдохновитель и организатор демократизации, модернизации системы образования в духе народных традиций гуманизма. Образцом школы будущего в 20-е годы прошлого века стала Симбирская чувашская школа, впитавшая и опыт Яснополянской школы Льва Толстого, и основы педагогических систем Сократа, Квинтилиана, Лютера, Джона Локка, Руссо, Песталоцци, Дистервега. А идеи самого Яковлева получили широкое распространение не только в дореволюционной России, но и во многих странах мира, его опыт отражен во всех хрестоматиях Российской Федерации и учебниках по истории педагогики, признанных лучшими в стране и мире. Благородная миссия просвещения народов Поволжья и Урала, которую взвалил на свои плечи Патриарх, была тесно связана с духовностью. Модель яковлевской школы актуальна и сегодня, поэтому на её ценностях строим современную систему образования и воспитания в Чувашской Республике, ведь знания без духовности скорее опасны, чем полезны. Свою работу в Чувашии мы начали 14 лет назад с модернизации образования. Последовательно, кропотливо, нелегко, но с глубочайшей верой в дело Яковлева велась работа по созданию равных условий для получения качественного образования всеми детьми республики. Педагогические идеи Просветителя нашли свое развитие в целях и задачах современной школы, в структурной перестройке системы образования, тесно переплетенной с жизнью республики и народа, создании нового поколения учебной литературы на родном языке, развитии сети современных образовательных учреждений, реформировании школьного дела с целью формирования достойной личности, развития многоязычия, обновления системы подготовки педагогических кадров. В рамках реализации программы «Новая школа» сформирована эффективная образовательная сеть, в которой «точками развития» для Чувашии стали 138 базовых школ, 51 ресурсный центр для учащихся и 11 ресурсных центров для профессионального образования. Сегодня они представляют собой суперсовременные модели Симбирской чувашской школы и являются центрами воспитания духовности. В них созданы мирового класса учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная базы. В современные образовательные сельские центры ежедневно подвозят более 11 тысяч детей почти из 800 деревень на 277 школьных автобусах. Двери наши высших образовательных учреждений открыты для всех - здесь учатся представители не только различных народов России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. А число студентов, приходящееся на 10 тысяч населения, за последние 7 лет увеличилось на 63 процента (в Российской Федерации – на 39 процентов). Значительно возросло количество участников олимпиад, соревнований, конкурсов, расширились возможности получения школьниками дополнительного образования. В 2007 году каждый третий старшеклассник участвовал в различных интеллектуальных состязаниях. Увеличивается число победителей всероссийских олимпиад. По итогам прошлого года 28 старшеклассников стали победителями и призерами по 14 предметам, что почти в три раза больше, чем в 2005 году. Шесть человек выиграли всероссийские олимпиады профмастерства. Учащиеся четвертых классов Чувашии, участвуя в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS–2006 в составе российской команды, возглавившей лидирующую группу стран, показали самые высокие результаты. Благодаря проведенным прогрессивным преобразованиям в системе образования республики чувашские дети не просто успешно, а массово начали занимать студенческие места в ведущих учебных заведениях страны. В Чувашии результаты единого государственного экзамена у выпускников сельских базовых школ сравнялись с уровнем знаний городских школьников. В 2007 году более половины выпускников сельских школ стали студентами вузов, что 1,5 раза больше, чем в 2000 году. Созданные условия для интеллектуального, духовного и творческого роста позволяют нашей молодежи выдерживать самую серьезнейшую конкуренцию на российском и даже международном рынках труда. Большим стимулом стали гранты и премии Президента Чувашии, а затем и Президента России, благодаря которым лучшие учителя получают мощный заряд для своей просветительской работы. Системная работа в сфере образования позволила Чувашии стать лидером в области реализации приоритетного национального проекта «Образование». Это не моя оценка, а Президента страны. Систему поддержки лидеров мы распространили также на дошкольные учреждения и учреждения начального профессионального образования. Мечта Яковлева видеть свой народ грамотным, просвещенным и талантливым планомерно воплощается в жизнь. «Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву», – призывал Учитель своих соотечественников, и это всегда актуально. Верю, что та по-настоящему золотая молодежь, что набирается знаний в лучших вузах страны и за рубежами России, славно послужит своей малой родине. Чувашии, отдающей сегодня все лучшее своим сынам и дочерям, нужны не просто образованные и талантливые люди, а специалисты с активной гражданской позицией и высокой ответственностью за судьбу Родины, народа. Патриарх, выезжавший в Европу для изучения организации образовательного процесса, в беседах с учениками не раз подчеркивал, что знание родного языка – величайшее из духовных сокровищ народа. «Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему», – говорил он. Этот принцип придает особую целостность системе Яковлева. Постоянное обновление и совершенствование национального образования способствует развитию языков и культур народов, проживающих в Чувашии, создает условия для повышения их общей культуры и межнационального согласия. В настоящее время в республике насчитывается 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских национальных школ, в четырех общеобразовательных учреждениях изучают мордовский язык. Не забывают родной язык и в 76 чувашских национально-культурных автономиях, которые действуют в 29 регионах России и шести зарубежных странах. Развитие получило издание национальной литературы. В Чувашском книжном издательстве только за последние три года выпуск учебников для чувашских и русскоязычных школ составил более 60 наименований. Сам Патриарх настаивал на том, чтобы ученики владели как можно большим количеством языков. «Два языка – два ума, три языка – три ума. Давайте будем умными», – призывал он. В условиях поликультурного пространства, стремительной информатизации и развития Интернета этот завет звучит как никогда своевременно. Знание языков необходимо для более глубокого понимания культуры и мировоззрения других народов, что обогащает нас и делает сильнее, конкурентнее. Кроме того, в условиях, когда Чувашия набирает все больший вес не только в российском пространстве, но и в глазах всего международного сообщества, владение языками становится насущной необходимостью для установления полезных для развития Чувашии деловых и творческих связей. Радует такой незначительный, казалось бы, факт: для обслуживания зарубежных делегаций и спортивных команд, прибывающих в Чувашию на Кубок мира по спортивной ходьбе (а это - обратите внимание – более 60 стран!), возникла серьезная конкуренция среди волонтеров со знанием иностранных языков из числа наших студентов, обучающихся в вузах Москвы и Чебоксар. Убежден: и такое количество флагов иностранных государств на земле чувашской, и тысячи наших студентов в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга, чего в истории Чувашии и близко никогда не было, - это те достижения, о которых мечтал Яковлев. Кстати, стоит напомнить, что сам он помимо чувашского и русского языков владел татарским, древнегреческим, немецким, французским, знал латынь, активно интересовался мадьярским (венгерским), древнееврейским языками. Он понимал, что полиязычность – это конкурентоспособность не только отдельно взятого человека, но и интеллектуальный потенциал всей нации. Каждый язык неповторим, он является основой не только культуры, но и мышления, развития, с его помощью передаются уникальные традиции, навыки, знания. Однако, по мнению экспертов, в современную эпоху глобализации более половины всех языков мира подвергаются опасности и могут исчезнуть. Такая ситуация в ряде народов мира складывается из-за отсутствия языковой среды. Тот факт, что каждые две недели в мире умирает один язык, является свидетельством того, что защита этнокультурного богатства является насущной государственной задачей. В то же время следует понимать, что принудительно нельзя заставить человека любить родной язык, общаться на нем. Поэтому очень важно, чтобы наши соотечественники впитывали в себя красоту и дух родного языка с молоком матери, а родители в семьях и педагоги в учебных заведениях проводили политику гражданственной мудрости и зрелости, чтобы дети воспринимали владение несколькими языками как настоящее богатство, дающее им уникальную возможность для повышения качества своей жизни. Хăйĕн ывăлĕ-хĕрне юратса та шанса тăракан ăслă ашшĕ пек Иван Яковлевич пулас ăрусене çапла вĕрентет: "Çемйĕре лайăх пăхса усрăр: çемье вăл халăх тĕрекĕ... Çемье телейĕ пире пурнăçри йывăрлăхсенчен хÿтĕленме пулăшать". - «Берегите семью: в семье опора народа и государства... В семейном счастье – защита от жизненных испытаний», - такое наставление дает нам всем Иван Яковлевич Яковлев как мудрый Отец и Учитель. И поэтому сохранение и укрепление семьи, материнства и детства являются одним из основных направлений нашей политики. За последние три года в интересах семьи и детей, охраны материнства и детства в Чувашии приняты 7 республиканских законов, 7 указов Президента и 30 постановлений Кабинета Министров. Реализуются фундаментальные социальные программы, в 2003 и 2006 годах прошли Год семьи и Год ребенка, успешно работает Президентский центр охраны материнства и детства, модель работы которого признана одной из лучших в стране. Посетив его осенью прошлого года, Президент России заявил, что по его образцу в России появятся еще 22 таких центра. Ежегодно тысяча лучших молодых граждан получает президентскую стипендию за особую творческую устремленность. В 2008 году каждый пятый из них – представитель сельской культуры, искусства, средств массовой информации и архивного дела, то есть это люди, миссия которых – формирование духовности, нравственности, патриотизма у населения. И это для нас принципиально важно, потому что духовные заветы Ивана Яковлева мы стараемся воплощать и в рамках модернизации библиотек, которые стали колоссальными информационными центрами и одними из источников распространения духовности. Впереди у нас новая амбициозная задача – модернизация сети сельских клубов. Яковлевская широта в познании и изображении действительности чувашского народа, философская глубина его творчества, историзм и одновременно острое чувство современности – все это оказало могучее воздействие на деятелей культуры и искусства, обогатив наш народ, его историю. Симбирская школа стала колыбелью чувашской культуры: она способствовала появлению подлинных ростков национального музыкального, изобразительного, театрального искусства, стала первой литературной школой. В ее стенах обучалась целая плеяда будущих мастеров - Игнатий Иванов, Алексей Рекеев, Иван Юркин, Григорий Тимофеев, Гурий Комиссаров, Гаврил Кореньков, Константин Иванов, Михаил Акимов, Григорий Зайцев-Тал-Мрза, Николай Шубоссинни, Марфа Трубина, Федор Павлов, Иоаким Максимов-Кошкинский и другие. Их творческое наследие и сегодня будоражит умы как специалистов, так и рядовых почитателей. В Симбирской школе всегда была в почете любовь к классике, формировалась столь необходимая обществу во все времена среда благородных идеалов и устремлений, художественного вкуса. Но самое главное заключается в том, что Симбирская школа воспитала в ее выпускниках великое призвание – быть истинным подвижником. Труду и жизнедеятельности самого Ивана Яковлевича посвящено множество научных диссертаций, художественных произведений, театральных спектаклей, музеев. Его именем названы ведущий педагогический вуз Чувашии, школы, улицы. С деятельностью Яковлева связали своё творчество такие известные авторы, как Николай Терентьев, Элли Юрьев, Михаил Юхма, Тихон Педеркки, Николай Овчинников, Николай Карачарсков, Петр Сизов, Владимир Агеев, Праски Витти, Юрий Ксенофонтов, Владимир Нагорнов и другие. Его образ дал импульс для создания Александром Васильевым национальной оперы «Иван Яковлев», которую сам композитор назвал оперой молитв. Книга Николая Краснова, посвященная описанию жизнедеятельности Патриарха, выдержала уже несколько изданий, и что радует: любая литература о выдающемся просветителе пользуется неизменным спросом. Это здорово, потому что нашему обществу, нашим педагогам и воспитателям, нашим родителям еще учиться и учиться у Яковлева. Иван Яковлев стал тем столпом, чей огненный свет вдохновенной любви до сих пор освещает путь Чувашии, высвечивая и преграды, и оберегая от ошибок. Искры этого огня, носителями которого являются его потомки и ученики, живущие по всей России и за ее пределами, разлетаются по всему миру, неся свет и тепло Учителя. «Чувашский народ оправдал надежды, мною на него возлагавшиеся», – писал он. Как Президент республики могу присоединиться к этим словам, ведь без вашей поддержки, без вашего самоотверженного труда, уважаемые соотечественники, Чувашия не смогла бы достичь сегодняшнего уровня признания в России и мире. Очень важно делать свою работу качественно, жить честно и идти прямой дорогой, не выбирая легких способов достичь благополучия. Все возвращается – и добро, и содеянное зло. «Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому мирно и с любовью совершаемому делу» – обращался Патриарх к своим соплеменникам. Светом великой любви к людям согреты все мысли и дела Наставника чувашского народа. Уверен, что в таком яковлевском едином порыве мы сможем преодолеть самые сложные препятствия, превратить накопленный нами потенциал в энергию динамичного развития, значительно повысить качество жизни наших людей. Убежден: еще не одно грядущее поколение будет освящено неиссякаемым Светом нашего великого Учителя. Хăй пурнăçĕнче тунă мĕнпур ĕçе хакласа пĕтĕмлетнĕ евĕр Аслă Вĕрентекенĕмĕр пире пурне те çакăн пек чĕнсе калать: «Ырă тума васкăр! Хăвăр та ырă пулăр. Ырлăх вăл - çыннăн тĕп пахалăхĕ. Ырлăх вăл çынлăх тениех пулать». - И как бы подводя итог всей своей жизни, наш Великий Учитель призывает нас: «Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта - основное человеческое качество. Доброта и есть человечность». Надеюсь также, что Год добрых дел в Чувашии, совпавший с юбилейной датой Ивана Яковлевича Яковлева, выдвинет на авансцену общественной жизни десятки и сотни новых подвижников, а его жизненный подвиг станет для тысяч мальчишек и девчонок примером для подражания и дерзновенной мечты о будущем своего народа. И не могу не подчеркнуть не только для педагогов, но для всех, кто задумывается о целях жизни, значимость еще одного высказывания Патриарха: «Цель воспитания – счастье человека, средство воспитания – радость». Как важно помнить эти простые и самые нужные для формирования достойной личности аксиомы! Хаклă ентешĕмĕрсем! Дорогие соотечественники, уважаемые гости! Духовное и творческое наследие Яковлева велико. Но выразив и его учение, и его завещание в формуле успеха и счастья и для каждой личности, и для нашего народа, я бы сказал: Верьте в Бога, любите Россию, берегите Семью! Спасибо большое и низкий поклон тебе, наш Учитель!
|