Чисто русский взгляд на чувашскую культуру и особенности менталитета. Изучала 16 лет, писала 1 вечер. Получилось, что-то вроде, признания в любви чувашскому народу. Буду благодарна за справедливую критику...
Этнически, чувашский народ, известен во всем мире, своим трудолюбием, радушием, богатейшим культурным наследием и хитростью в бытовых вопросах, заложенной на генетическом уровне. Особый интерес исследователей международного уровня, вызывает чувашская вышивка и чувашская изба.
Мне лично, больше интересна, бескрайняя широта души этого народа. Поэтому, именно данный аспект, я собираюсь обосновать в следующей главе.
Исторически, среди чуваш, считалось, что если человек отражает семь направлений развития, то он готов к самостоятельной жизни. То есть, задолго до появления официальных школ, вероятно, даже до рождения и начала деятельности великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева, чуваши обозначили в своей системе народного и семейного воспитания семь следующих столпов: ТРУДОЛЮБИЕ, НРАВСТВЕННОСТЬ, УМ, ЭСТЕТИТКА, ФИЗИЧЕСКОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, и ЭТИЧЕСКОЕ начала. Конкретизация данных качеств, не только позволила положить начало этнопедагогике с характерными для Чувашии чертами, но и свести в единую систему все подходы к воспитанию и социализации чувашских детей. Что собственно и отразилось на менталитете чувашского народа.
На этом этапе, не лишним будет сравнить менталитет чуваш с менталитетом соседних народов, в частности, мари и татар. Если не углубляться в данный аспект, а рассматривать портреты всех трех наций с позиции наиболее авторитетных исследователей, то чуваши более счастливый и свободный народ, чем марийцы и менее темпераментный и хладнокровный чем татары. Последнее сравнение, думаю, не нуждается в пояснении, так как извлечено из национального портрета. А вот первое – здесь необходимо знать историю и условия зарождения чувашской культуры. Если в двух словах, то чуваши являлись царскими крестьянами. В связи с этим, у них было больше вольностей, чем у соседей-марийцев. И географически, чувашский тип хозяйствования зарождался в более выгодных условиях: плодородные земли, мягкий климат, относительная безопасность границ.
Именно эти факторы, на мой взгляд, позволили чувашскому народу «переключить» внимание с режима «выживания» в режим «созидания». И, грубо говоря, направить свой потенциал на создание культурных основ и воспитание вышеуказанных качеств в подрастающих поколениях.
Теперь, собственно о самих благословениях. «Çичĕ пил» - это не просто качества. С точки зрения более глубоких исследователей – это готовый рецепт человеческому счастью. В древних чувашских сказаниях об Улăп упоминаются семь причин счастья: здоровье, любовь, хорошая семья, дети, образованность, умение трудиться, родина. Которые, собственно, и нашли отражение в çичĕ пил.
Итак:
-
Трудовое воспитание. Позволяет ребенку задать правильные ориентиры к освоению ремесел, отрицанию лени и безделья, любовь к труду, полную отдачу выбранному делу.
2. Нравственное. Генетически заложенное чувство справедливости, доброты, уважения к старшим, чувство такта, бережное отношение к семье и дружбе, патриотические чувства, любовь и уважение к традициям своего народа, толерантность.
3. Умственное воспитание развивало в детях ум, память, учило их размышлять, давало разные знания, обучало грамоте.
4. Эстетическое. Уметь видеть и создавать красоту. Ценить чистоту и порядок во всем. К слову о вышивке, сегодня, чувашская вышивка – это мировой бренд, используется в высокой моде, стоит баснословных денег, ценится в узких кругах коллекционеров разного уровня!
5. Физическое. Воспитывало ребенка здоровым и приучало беречь свое здоровье, развивало силу и ловкость.
6. Экономическое. Это воспитание давало детям умение беречь вещи, труд людей и природу, ценить качество.
7. Этическое. Воспитывало в детях умение вести себя в обществе, общаться с людьми; давало возможность обладать правильной и красивой речью, быть скромным, а также прививало отвращение к пьянству.
На этом, считаю себя вправе, уделить внимание чувашской речи. Не обязательно ее сравнивать с речью других народов, пусть даже в пределах Поволжья, чтобы понять, как она чиста и благозвучна. Но, пленные немцы, строившие знаменитый мокринский мост в Первую мировую и русские, жившие здесь во время Великой Отечественной, в своих мемуарах вспоминают именно чувашскую речь и чувашское гостеприимство. Почему? Каждый носитель языка, наверняка, имеет собственное мнение на этот счет.
О гостеприимстве тоже много говорить не за чем, достаточно однажды испытать — все становится ясно и отказаться от этого уже невозможно.
Очень важным считалось умение вести себя в обществе. И к этому детей приучали заранее. К людям старше себя требовалось обращаться с почтением, а к младшим — ласково, но в любом случае вежливо. Иначе, чем еще можно объяснить это умение себя подать и выглядеть выгодно в любой сложившейся ситуации? Этим таланом, в разной степени, владеют все чуваши.
Любовь Кулагина, Канаш, 2018
|