[Иван Яковлев: О Вас Болел Я Душою... ]

11:11
Школа Яковлева

Газета «Православный Симбирск» июнь 2021

«Официальная хроника»: о заседании конкурсной комиссии и объявлении победителей II (межрегионального) этапа XVI ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Приволжском федеральном округе.

В рубрике «Гость номера» – интервью с генеральным директором ЗАО «Проминвест», депутатом законодательного собрания Ульяновской области Николаем Григорьевичем Мясниковым: об отце, Григории Николаевиче Мясникове, почетном гражданине Ульяновской области, атамане Троицкосунгурской станицы, инициаторе строительства храма в селе Троицкий Сунгур; о роли казачества в жизни сельчан и об обучении детей в казачьих классах, а также о том, что помогает двигаться дальше.

В рубрике «Дата» – иллюстрированный материал о просветителе чувашского народа Иване Яковлеве; о создании им Симбирской чувашской школы; о храме, освященном в начале 1885 года в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов; о музее «Симбирская чувашская школа. Квартира Ивана Яковлева», среди особо ценных экспонатов которого можно увидеть первые чувашские буквари, учебные книги и первое издание Евангелия на чувашском языке.

В рубрике «Школа православия» читайте рассказ Натальи Горенок о святом праведном Алексии Московском (Мечеве), о его пастырском служении в голодные, полные горя послереволюционные годы в Никольском храме на Маросейке; об общине, действующей при храме и взявшей на себя всю заботу о нем.

О многодетной семье Макаровых,  воспитывающих десятерых детей, – рассказ  Татьяны Симоновой в рубрике «Мировоззрение».

Нужно ли молиться всей семьей? В чем ценность совместной молитвы? – отвечает клирик Никольского храма города Ульяновска иерей Андрей Кирюшкин в рубрике «Как жить».

КОЛЫБЕЛЬ ЧУВАШСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

«ПС» продолжает рассказывать о музеях нашего региона. В этот раз речь идет об особенном месте, которое затаилось в центре Ульяновска. «Город в городе», – так называют его сотрудники музея «Симбирская чувашская школа. Квартира Ивана Яковлевича Яковлева», которому в этом году исполняется 30 лет. На территории бывшей чувашской школы сохранился Духосошественский храм, 21 июня отметивший престольный праздник.

Созданная в 1868 году Иваном Яковлевым Симбирская чувашская учительская школа стала крупным культурно-просветительским центром. Народная школа – уникальное учебное заведение, которое включало мужскую школу, женские педагогические курсы, преобразованные в учительские семинарии, мужское и женское приходские училища, производственные мастерские, домовую церковь, сельскохозяйственную ферму, историко-этнографический музей, благотворительное общество. В начале ХХ века школа стала центром культуры и просвещения чувашей Поволжья. Здесь учились не только чуваши, но и мордва, марийцы, татары и представители других народов России. Педагогический состав тоже был многонационален.

На территории школьной усадьбы находилось шесть зданий: нижний корпус, деревянный флигель, здания домовой церкви и школьных мастерских, верхний корпус, здание мужского двухклассного приходского училища. Все они сохранились до наших дней. В настоящее время в четырех зданиях располагается Ульяновское училище культуры, в здании бывшей домовой церкви – храм в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, а в «верхнем корпусе» – музей «Симбирская чувашская школа».

Сегодня в музее для жителей и гостей города представлено шесть экспозиций:

– документальная экспозиция «История Симбирской чувашской учительской школы» раскроет историю чувашской школы – дела всей жизни Ивана Яковлева. Она сыграла важнейшую роль в просвещении чувашского народа;

• «Мемориальная квартира семьи И.Я. Яковлева» – экспозиция, посвященная укладу жизни и потомкам Ивана Яковлевича;

• «Мемориальный класс Симбирской чувашской учительской школы», где посетители познакомятся с особенностями образования;

• этнографическая экспозиция «Культура и быт чувашей Симбирского края конца XIX – начала XX века» расскажет гостям музея о традициях чувашского народа;

• документальная экспозиция «Личность и семья А.В. Жиркевича в истории Отечества», посвященная юристу, писателю, поэту, публицисту, архивисту и коллекционеру Александру Жиркевичу (1857–1927), волей судьбы оказавшемуся очевидцем предреволюционных и революционных событий в Симбирске;

• «Сказочное зазеркалье», где маленькие посетители музея окажутся в интерактивном познавательно-игровом пространстве.

В центре экспозиции «История Симбирской чувашской учительской школы» – личность Ивана Яковлева и его жизненный путь – от безграмотного мальчика-пастуха, до высокообразованного, признанного российской и зарубежной общественностью педагога. Первый зал экспозиции посвящен детским годам Ивана Яковлева. Он родился 25 апреля 1848 года в чувашской деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (сейчас териториия Респубики Татарстан). На второй день после рождения остался сиротой и попал в приемную семью Пахома Кириллова. В восьмилетнем возрасте, можно сказать, насильно, Иван был отдан на учебу в русское удельное училище в село Старые Бурундуки, несмотря на то, что владел только чувашским и татарским языками. После его окончания как лучший ученик был направлен в Симбирское землемерное училище.

 

В этом зале посетители музея могут увидеть фрагменты тетрадей, похвальный лист Ивана Яковлева, его документы из учебных заведений, а также удивительный экспонат – интерактивную бочку. Потревожив гладь «воды», можно окунуться в детские воспоминания Вани.

Второй зал рассказывает о становлении личности и основных этапах деятельности Ивана Яковлева. По долгу службы землемером он часто бывал в селах и деревнях Симбирской, Казанской, Самарской губерний, где знакомился с культурой и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского народов. Так у него зародилась мысль о необходимости попытки облегчить жизнь чувашского народа путем его просвещения, приобщения к вере и русской культуре. Однако он понял, что ему не хватает образования. Далее последовали учеба в Симбирской классической гимназии и Казанском университете.

Именно в период студенчества Иван Яковлевич кропотливо занимался созданием нового чувашского алфавита, первого букваря и учебных книг на чувашском языке и переводом книг Священного Писания.

Среди особо ценных экспонатов зала – первые чувашские буквари, учебные книги и первое издание Евангелия на чувашском языке. Примечательно предисловие к изданию, написанное Яковлевым на русском и чувашском языках: «Чтение Евангелия – радость наша, но здесь же и огромная ответственность, ибо теперь не остается для религиозного неведения нашего никакого оправдания…» Третий зал экспозиции рассказывает о жизни и деятельности Ивана Яковлева и Симбирской чувашской школы с 1914 по 1928 год. С приходом Советской власти среди местного руководства находились люди, которые стали преследовать Ивана Яковлевича как «старорежимца». Дело дошло до отстранения его от руководства школой и выселения из квартиры.

Особое место в экспозиции этого зала занимают памятные предметы: визитная карточка Яковлева, его цепочка для нательного креста, сделанная учениками школы, брошь из окаменевшей лавы Везувия в металлической оправе и настольная скульптура «Кошка на яйце». Последние предметы Иван Яковлевич приобрел для жены своего старшего сына Алексея – Ольги. Эти личные вещи рассказывают не о чувашском просветителе, а об обычном человеке, которому не чужда любовь и забота.

Об особой атмосфере и талантливых выпускниках Симбирской чувашской учительской школы рассказывает четвертый зал экспозиции. В школе на самом высоком для своего времени уровне было организовано преподавание естественных и общественных наук, трудовое обучение и эстетическое воспитание. В этом зале можно увидеть многочисленные документы, фотографии, свидетельствующие об учебном процессе в школе. Это расписания занятий младших и учительских классов, отчеты преподавателей об экскурсиях с учениками, программы музыкально-литературных вечеров, ученические тетради и выпускные свидетельства.

Эта экспозиция познакомит посетителей с талантливыми выпускниками чувашской школы: К.В. Ивановым, С.М. Максимовым, Ф.П.Павловым, И.С. Максимовым-Кошкинским. Начиная с 1868 года, Симбирская чувашская школа постоянно усовершенствовала программы обучения, развивалась и преобразовывалась. Схема развития школы также представлена в этом зале.

Среди выпускников школы были не только учителя, но и священнослужители, общественные и государственные деятели, организаторы народного хозяйства, деятели образования, литературы и искусства, ученые. Воспитанники школы внесли весомый вклад в развитие экономики, музыки, изобразительного искусства, литературы и других сфер национальной культуры.

«Нам важно слышать службу на родном языке»

В 1876 году министр народного просвещения указал на желательность устройства домовой церкви при Симбирской чувашской школе. Тогда Иван Яковлев обратился к инженеру А.И. Львовичу-Кострице, и в 1881 году тот составил проект переустройства одного из зданий школьной усадьбы под храм. Это было строение, где располагались школьные мастерские – их же перенесли в другое здание. В самом начале 1885 года храм был освящен епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.

В связи с преобразованием Симбирской чувашской школы в учительскую в 1890 году число учащихся вновь увеличилось. Домовый храм, который посещали и жители города, стал тесен. Почетный попечитель школы Николай Яковлевич Шатров подал идею о расширении храма и выразил готовность оплатить расходы.

Николай Яковлевич был крупнейшим симбирским благотворителем рубежа XIX – XX веков (как говорили, «миллионщиком»), промышленником, меценатом губернии. Он оказывал огромную поддержку чувашской учительской школе Ивана Яковлева. Был ее попечителем и более 20 лет содержал школу, потратив на нее более 100 тысяч рублей. На его средства в течение 1897-1898-х годов здание было надстроено вторым этажом, к восточной стороне здания пристроено одноэтажное, имеющее форму полукруга, помещение для алтаря. В поперечном коридоре, которое пришлось расширить, была построена каменная лестница. Кроме храма, в здании также разместились школьная библиотека и классы женского отделения.

«Нам важно слышать службу на родном языке»

В 1876 году министр народного просвещения указал на желательность устройства домовой церкви при Симбирской чувашской школе. Тогда Иван Яковлев обратился к инженеру А.И. Львовичу-Кострице, и в 1881 году тот составил проект переустройства одного из зданий школьной усадьбы под храм. Это было строение, где располагались школьные мастерские – их же перенесли в другое здание. В самом начале 1885 года храм был освящен епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием (Охотиным) в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.

В связи с преобразованием Симбирской чувашской школы в учительскую в 1890 году число учащихся вновь увеличилось. Домовый храм, который посещали и жители города, стал тесен. Почетный попечитель школы Николай Яковлевич Шатров подал идею о расширении храма и выразил готовность оплатить расходы.

Николай Яковлевич был крупнейшим симбирским благотворителем рубежа XIX – XX веков (как говорили, «миллионщиком»), промышленником, меценатом губернии. Он оказывал огромную поддержку чувашской учительской школе Ивана Яковлева. Был ее попечителем и более 20 лет содержал школу, потратив на нее более 100 тысяч рублей. На его средства в течение 1897-1898-х годов здание было надстроено вторым этажом, к восточной стороне здания пристроено одноэтажное, имеющее форму полукруга, помещение для алтаря. В поперечном коридоре, которое пришлось расширить, была построена каменная лестница. Кроме храма, в здании также разместились школьная библиотека и классы женского отделения.

Подготовили Анна Фролова, Ольга Новосад, Антон Шабалкин

Мария Тихонова, прихожанка Духосошественского храма:

– В конце 1991 года я увидела на трамвайной остановке объявление о том, что в Ленинском мемориале состоится съезд чувашского народа по поводу передачи здания храма и открытия прихода. Приехав туда в назначенный день, увидела, что людей собралось достаточно много. Приехал Владыка Прокл, духовенство, представители администрации. Много спорили, задавали друг другу вопросы. Я тоже решила сказать слово от лица будущих прихожан церкви и высказать просьбу открыть храм для чувашского народа, чтобы мы могли славить и воспевать Бога на родном языке, чтобы наши дети ходили в этот храм. Хорошо запомнила одно выступление. Мужчина взял слово: «Я из деревни приезжаю к детям в город, и в воскресенье мне важно быть на богослужении в чувашской церкви, слышать службу на родном языке».

Когда храм освятили и в нем начались регулярные богослужения, хор пел только на чувашском языке. У меня сохранились записи на кассете. Я очень рада, что у нас есть этот храм. Да, рядом с домом уже открыто несколько церквей, но я все равно продолжаю ездить из дальнего Засвияжья именно в чувашскую.

Историю строительства и открытия церкви можно проследить из документов, которые находятся в Государственном архиве Ульяновской области. В фонде Симбирской духовной консистории имеется «Дело об устройстве домовой церкви при Симбирской чувашской школе», где Иван Яковлев подробно описывает все моменты, связанные с открытием храма.

Из сообщения И.Я. Яковлева епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию (Охотину) 18 февраля 1885 года:

«В 1881 году возникла у меня мысль устроить храм в отдельно стоящем каменном флигеле школы, построенном в 1879 году для помещения мастерских, увеличив его пристроем с восточной стороны и сделав соответствующие, капитальные впрочем, изменения. На эти работы и на отделку всего каменного флигеля по моему поручению губернским инженером Львовичом-Кострицей был составлен проект и смета, в которую включены были и предстоящие ремонтные исправления в деревянном флигеле школы.

Помещение и сам храм я предполагал устроить на частные средства, будучи вполне уверен, что в предпринятом мной святом деле найдутся благотворители и ревнители православия. Весной 1883 года я располагал личными средствами, а пожертвований еще не поступило, но мне был открыт значительный кредит в Симбирском Обществе Взаимного кредита, и отпуск строительных материалов с условием уплатить следующие за него деньги, по мере возможности, из лавки наследников Зурова и от симбирского купца Матвея Александровича Сахарова».

№ 12 (548) 23 июня 2021

Газета "Православный Симбирск" Симбирской Епархии

Просмотров: 199 | Добавил: alvaleramack | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0